Левшами
являются около 10-15 % людей, леворукость – это не патология и
не недостаток развития, это важная индивидуальная особенность.
Асимметрия (то есть доминирование) рук обусловлено особенностями
функциональной асимметрии полушарий головного мозга. У правшей,
как правило, доминирует левое полушарие, специализирующееся на
обработке вербальной информации. У левшей же расположение основных
функций между полушариями более сложно и не является просто зеркальным
отражением асимметрии мозга, как у правшей. Центры речи у левшей
могут быть расположены как в левом, так и в правом полушарии,
а зрительно-пространственные функции (обычно правое) могут находится
в левом полушарии.
Таким
образом, у левшей наблюдается менее четкая специализация в работе
обоих полушарий. Специфика латерализации мозговых функций левшей
влияет на особенности их познавательной деятельности, к числу
которых относятся: аналитический способ переработки информации,
поэлементная работа с материалом, лучшее опознание вербальных
стимулов, нежели невербальных, сниженные способности выполнения
зрительно-пространственных заданий. При насильственном переучивании
левшей в первые годы обучения часто возникают невротические состояния
у детей, так что не надо этого делать. Декстрастресс – давление
праворукой среды, это игнорирование индивидуальных особенностей
ребенка. Амбидекстры ("обе правые") – тут возможны варианты,
это могут быть бытовые левши, но графические амбидекстры, или
бытовые правши, но пишут и рисуют одинаково удачно обеими руками.
В любом случае, все вопросы о переучивании должны решаться строго
индивидуально в каждом конкретном случае.
При
этом необходимо учитывать и другие латеральные признаки – доминирование
глаза, уха, нижней конечности. Еще известно, что примерно у 20
% леворуких в анамнезе обнаруживаются перинатальные осложнения,
родовые травмы (по одной гипотезе родовая травма служит причиной
леворукости).
Стаханова Т. А. "Психологические особенности леворуких
детей"
www.psi.lib.ru